Информационная культура 21 века

Перейти вниз

Информационная культура 21 века

Сообщение  А. Кулешов в Чт Дек 25, 2008 4:12 am

Информационная культура и информационные технологии

Двадцать первый век с его вечной нехваткой времени и разнообразием технических новинок, с появлением школьных предметов, о которых многие сегодняшние учителя читали в юности в научно-фантастических романах, во многом формирует интеллект детей, «живущих в Сети», с этим нельзя не считаться. В самом деле, кто это будет, обложившись учебниками и справочниками, готовиться к завтрашнему докладу по литературе (географии, биологии, экологии и т. д.), если можно «скачать» готовый реферат, красиво распечатать (не от руки же писать!) и даже «вставить» хорошенькую картинку. В итоге такой «работы» ученик сдаёт красиво оформленный реферат, не всегда даже вникая в его содержание, и получает оценку, не всегда соответствующую трудозатратам.


Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников миром классической русской литературы, проблемой, выдвинутой в произведении, как научить детей познавать литературу личностно, познавать не только художественные особенности, творческие поиски автора, но и самих себя? Да ведь и не хочется совсем уж глупо выглядеть, доверчиво принимая очередной «реферат», «доклад» или «домашнее сочинение».

Когда преподаёшь литературу в классе, ученики в котором на «ты» с компьютером, решение этой проблемы может оказаться и таким: освоить информационные технологии, доступные школьникам, предложить задачу, решение которой потребует применения этих технологий, пройти вместе с учениками путь поиска информации в Сети, этап обработки и переработки этой информации.

А потом работа из обременительного задания превращается в совместный творческий проект. Вы вместе с детьми учитесь искать и спрашивать. Каждый школьник создаёт свою неповторимую творческую работу, соответствующую его уровню развития, кругозору, знаниям. Кроме того, учитель становится обладателем огромного количества иллюстративного материала, а некоторые из творческих работ уже могут быть использованы на уроках.

Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети. Учитель зачастую ограничен в возможностях получать новейшую научную и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий и книг. Кроме того, Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который учитель может использовать на уроках, демонстрируя изображения на экране, а если есть возможность их распечатать — и при оформлении кабинета. Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.

Однако при пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей.

Во-первых, информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из самых простых правил, позволяющих хоть в какой-то мере отличить достоверную научную информацию от безграмотных сенсационных сообщений — обратить внимание на название сайта, источник и автора предлагаемого материала или статьи. Сайты научных организаций и центров, вузов и других учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, а сайты известных научно-популярных изданий естественно-научного направления — больше, чем страницы с новостями и сообщениями на любые темы. В том случае, если сайт является авторским, т. е. создан одним человеком — обратите внимание на те сведения, которые автор приводит о себе, вспомните, знакомо ли вам его имя по другим статьям и публикациям.

Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала, на что также следует обратить внимание. При наличии прямых ссылок на сетевые источники — их стоит проверить. Так, во-первых, можно еще раз убедиться в том, заслуживает ли материал доверия, а во-вторых — узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, но важные для проведения урока биологии. Все эти моменты следует объяснить и ученикам, если вы поручаете им самим разыскать в сети ту или иную информацию к уроку или внеклассному мероприятию.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи ее через компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:


в конкретных навыках по использованию технических устройств;
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;
в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
во владении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, теория информации и др.). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства. Для школы социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры школьника, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. Причем наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. В нашей стране решение этой проблемы находится под контролем Президента, поэтому в самое ближайшее время ожидается, что процесс получит значительное развитие.

Источник: http://www.marsiada.ru/360/2136/1115/2151/

А. Кулешов

Сообщения : 8
Дата регистрации : 2008-12-25

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения